Каталог товаров


Сравнение товаров

Нет товаров для сравнения

Новости магазина

Монтаж от 1000 руб.
Стандартный монтаж настенного кондиционера на некоторые модели стоит 1000 руб.
03.01.2019
Архив новостей

Статьи


Новости СМИ

Вакуумирование трассы

При монтаже сплит-системы внутренний и наружный блоки соединяются так называемой трассой. Трасса кондиционера состоит из двух медных трубок разного диаметра в теплоизоляции. Эти трубки предназначены для циркуляции по ним хладагента в процессе работы сплит-системы, а вовсе не для забора наружного воздуха, как полагают некоторые. Тонкая трубка – для жидкой фазы хладагента, который идет от наружного блока к внутреннему. А толстая – для фреона в газовой фазе, который идет обратно из внутреннего блока к наружному.

Если читателю стало интересно, зачем это все и почему так сложно, следующий абзац и будет посвящен краткому описанию принципа работы сплит-системы или любой холодильной установки. Во внутреннем блоке кондиционера находится теплообменник, обдуваемый вентилятором. В этот теплообменник по тонкой жидкостной трубе поступает жидкий фреон. Перед выходом из наружного блока на этой трубе установлено устройство (реле протока или термо-регулирующий вентиль), которое сильно снижает давление в трубке. Поэтому в теплообменник внутреннего блока попадает фреон, который после резкого снижения давления уже начинает кипеть в трубопроводе. В более широких трубках теплообменника давление падает еще сильнее, плюс он еще обдувается теплым воздухом помещения. В теплообменнике фреон начинает очень интенсивно кипеть, поглощая большое количество тепла. Таким образом, и происходит охлаждение воздуха в помещении. Затем полностью испарившийся фреон в газообразном состоянии по толстой трубе возвращается в наружный блок, где попадает в компрессор. Компрессор не только обеспечивает циркуляцию фреона в системе, подобно насосу. Он сильно сжимает хладагент. При этом возрастает давление и температура фреона. После компрессора сжатый газообразный горячий фреон попадает в теплообменник наружного блока – так называемый конденсатор. В этом теплообменнике под воздействием высокого давления фреон конденсируется в жидкое состояние. Для ускорения этого процесса наружный теплообменник также обдувается вентилятором. Во время этого процесса идет интенсивный сброс тепла в окружающую среду. На выходе из конденсатора имеем жидкий фреон под высоким давлением, который потом опять попадает в ТРВ или реле протока. Давление снова резко падает, начинающий фреон снова попадает во внутренний блок, снова начинает кипеть – таким образом происходит холодильный цикл, повторяющийся по кругу.

Трубы подсоединяются к наружному и внутреннему блоку при помощи вальцованных соединений. Соединение выглядит следующим образом: на трубу надевается специальная прижимная гайка. Затем при помощи профессиональной вальцовки конец медной трубы обрабатывается для того, чтобы придать ему форму конического расширения, подобно раструбу духовой трубы (музыкальный инструмент). Но в данном случае расширение должно иметь правильную форму, а поверхности расширения – идеально гладкую и ровную поверхность. Затем труба приставляется к коническому штуцеру на внутреннем блоке или на кране наружного блока. Гайка затягивается с необходимым усилием. Таким образом, получается надежное и герметичное соединения. Медная труба еще чуть подпрессовывается гайкой, что позволяет соединению выдерживать высокие давления.

Проблемы с некачественным монтажом чаще всего возникают из-за ненадлежащего выполнения работ именно на этом этапе. И именно поэтому после прокладки и подсоединения фреонового трубопровода важно проконтролировать надежность и герметичность соединений.

Помимо этого, после выполнения всех описанных работ в трассе и в трубках теплообменника внутреннего блока находится атмосферный воздух. И если на этом этапе открыть краны наружного блока и пустить фреон в систему, то хладагент смешается с воздухом. Конечно, систему эксплуатировать в таком состоянии нельзя по двум причинам. Во-первых, она будет работать нестабильно и технические характеристики работы кондиционера существенно снизятся. Отдельные части холодильного контура начнут обмерзать, холодопроизводительность существенно снизится.

Но помимо этого, существует еще большая опасность, связанная с наличием в атмосферном воздухе влаги. Даже очень малое количество паров влаги очень быстро растворяется в масле, смазывающем компрессор кондиционера. Это серьезно и негативно влияет на смазывающие и моющие свойства масла и весьма вероятно ведет к выходу компрессора из строя. Помимо прочих опасностей, пары влаги могут привести к заклиниванию некоторых движущихся деталей контура, например электромагнитных клапанов. Буквально несколько миллиграмм влаги в холодильном контуре порой полностью заклинивают механические или автоматические клапаны из-за замерзания этих паров.

Поэтому для кондиционера жизненно необходимо работать с чистым хладагентом в достаточном количестве и без любых иных примесей (воздух, иные газы, пыль, механические загрязнения, и самое главное – без влаги).

И именно для этого после подготовки трассы и выполнения соединений в обязательном порядке должна производиться вакуумация трассы. Через специальный манометрический коллектор к сервисному клапану на одном из кранов наружного блока подсоединяется вакуумный насос. На профессиональном жаргоне его еще называют вакуумник или откачник. В течение десяти-двадцати минут из трассы откачивается весь воздух для того, чтобы достичь необходимого вакуума. При этом вместе с воздухом откачиваются и пары влаги, растворенные в воздухе.

Продолжительность процедуры зависит от мощности кондиционера и от протяженности трассы. А также от производительности вакуумного насоса. Но монтажники наблюдают за ходом процесса по движению стрелки манометра в минусовой зоне шкалы. После того, как достигнута необходимая глубина вакуума, система выдерживается в таком состоянии несколько десятков минут. Это опрессовка. Если какое-то соединение выполнено некачественно, или в оборудовании есть бракованная пайка или трещина на трубе, то во время опрессовки эта неисправность будет обязательно выявлена и устранена.

Таким образом, монтаж, выполненный согласно технологии и регламенту практически полностью исключает последующие проблемы с утечкой хладагента. А эти проблемы чреваты не только вызовом сервисной бригады для дозаправки. Дело в том, что если кондиционер проработает, хотя бы некоторое время с недостаточным количеством хладагента, есть серьезный риск загубить компрессор. Более того, в систему может засосаться атмосферный воздух. И последующая процедура заправки может не устранить потенциальный источник проблемы. И эта проблемы впоследствии (уже после дозаправки) способна окончательно вывести компрессор из строя. Или существенно снизить эффективность и холодопроизводительность оборудования. И лечится подобный случай полной эвакуацией фреона и заправкой системы свежим хладагентом по весам. Эта процедура занимает довольно продолжительное время и стоит не дешево. И самое обидное, заключается в том, что случай будет не гарантийным.

Дело в том, что обычная утечка – это просто пониженное давление системы и неработающий кондиционер (в современных кондиционерах есть защита от работы при низком давлении фреона). Но проблема заключается в том, что у автоматики есть задержка срабатывания, так как в момент пуска компрессора давление в системе в любом случае будет низким. Более того, компрессор после включения кондиционера обычно тоже включается не сразу. Это тоже связано с определенными защитными процедурами. Поэтому зачастую пользователь, столкнувшись с непонятными симптомами в работе кондиционера вместо того, чтобы позвонить в сервисный центр компании-установщика и вызвать специалистов для диагностики и ремонта начинает по много раз включать и выключать кондиционер в надежде, что он захолодит. Ирония происходящего еще заключается в том, что при небольшой утечке такая тактика иногда действительно частично помогает, но оборудование уже на пути к выходу из строя. И именно поэтому при проведении сервисной экспертизы сгоревшего или заклиненного компрессора обязательно будет выявлена причина поломки. И многочисленные пуски неисправного кондиционера видны как на ладони – задиры на поверхностях рабочей камеры, следы перегрева деталей. В этом случае пользователю придется оплачивать ремонт за свой счет.

Чаще всего подобные проблемы возникают в учреждениях. Так как множество людей в течение дня пытаются включить неисправный кондиционер. Обычно каждый по несколько раз. И даже когда все убедились в том, что система явно неисправна, обязательно появляются все новые и новые экспериментаторы. Можно считать, что дорогостоящий ремонт обеспечен.

Все эти страшные подробности мы описываем не для того, чтобы напугать пользователей кондиционеров, а для того, чтобы при покупке дорогостоящего оборудования, владелец осознавал, что предупреждения, которые написаны в инструкции по эксплуатации, обязательно надо читать и применять. В этом случае при поломке обязательно будет вызван сервисный специалист, который локализует причину неисправности и восстановит работоспособность оборудования. И если проблема возникла в течение гарантийного срока, владелец не заплатит ни копейки своих денег.

Утечки хладагента происходят обычно в первые несколько недель эксплуатации, поэтому не стоит опасаться, что фреон улетучится через пять лет после установки. Хотя бывает и такое. И мастера вызывать надо именно в тот момент, когда неисправность выявлена, а кондиционер в этом случае надо выключить.

В заключение отметим, что многие недобросовестные компании пренебрегают процедурой вакуумации трассы. Ведь вакуумный насос стоит дорого, а сама процедура занимает много времени. Да и обучать сезонных монтажников столь сложным вещам затруднительно. Поэтому монтажники поступают проще – они стравливают небольшую часть фреона через трассу. При этом вытесняется воздух, а потеря незначительного количества хладагента никак не сказывается на работе системы, особенно, если длина трассы не превышает пяти-семи метров. Но контролировать качество этой процедуры на этапе монтажа никак не возможно и никто не может дать гарантию, что весь воздух и вся влага вышли из системы. Помимо прочего, при таком подходе к монтажу невозможно проконтролировать герметичность соединений. И практика показывает, что проблемы в эксплуатации возникают именно с теми кондиционерами, при монтаже которых процедурой вакуумации трассы пренебрегли. И самое неприятное заключается в том¸ что диагностика следствий подобной халтуры довольно затруднительна. А ремонт в лучшем случае влечет за собой полную смену фреона.

09.05.2013

К другим статьям